Депрессия, симптомы в художественной литературе

Литературное описание клинических проявлений депрессии име­ет особую ценность.

Люди в этом состоянии имеют характерный скорбный внешний вид. Обращает на себя внимание болезненная худощавость, осунув­шееся лицо, потухшие глаза с сильной чернотой под ними (Достоев­ский Ф.М. «Идиот», 1868; «Бесы», 1872). Человек выглядит старше своих лет и, «...судя по опавшему лицу..., сгорбившейся спине и по­тухшим серым глазам ему смело можно... дать... пятьдесят или даже пятьдесят пять лет от роду» (Григорович Д.В. «Антон Горемыка», 1847). Лицо «...какого-то бледного, желтоватого цвета» несет «на себе отпечаток болезненности» (Толстой Л.Н. «Утро помещика», 1856). «Словно какая-то затаенная грусть, какая-то скрытая сердечная боль сурово оттеняет...» черты этого лица (Достоевский Ф.М. «Неточка Незванова», 1849). Иногда внешность свидетельствует о внутреннем смя­тении и замкнутости. «Пунцовые губы, влажные, но без блеска, все­гда  в немом  спокойствии,  готовые   как  будто к шепоту»  по виду — это покой, но покой, полный тревоги (Лесков Н.С. «На ножах», 1870);

Согнутая спина, изгрызенные ногти, дурно заштопанный чулок свидетельствуют не столько о внешней, сколько о внутренней неустроенности (Чехов А.П. «Дуэль», 1891).

В период депрессии человек худеет, становится бледным, одевается в теплую одежду, «болен непонятной изнурительной болезнью, которой каждую весну и осень собирается умереть, но неизменно, всякий раз выздоравливает (Чехов А.П. «Моя жизнь», 1896). Страдающая женщина «обладает нежной, тонко чувствующей душой, кото­рая словно светится в ней изнутри и, когда она плачет, преображает­ся весь ее облик: выражение ее лица становится грустным и страдальчески трогательным, а глаза — умными и грустными (Чехов А.П. «Случай из практики», 1898). По сути, она глубоко страдает, превращаясь в «ходячие живые мощи» (Чехов А.П. «Черный монах», 1894).

Поведение отличается стремлением к перемене мест и одновременно - к одиночеству. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторять одни и те же маршруты. В конце концов, выясняется, что места ему нет нигде, он опять возвращается домой и вскоре погибает (Тургенев И.С. «Отцы и дети», 1862). На душе у него тяжело, и ему хочется уехать подальше от своего кабинета, знакомых, побыть в одиночестве (Чехов А.П. «Имени­ны», 1888). Говорит и двигается он мало, вино пьет нехотя, без аппе­тита, счет проверяет машинально и все время, казалось, о чем-то думает. Движения и голос его также покойны. Слегка насмешливое, задумчивое лицо, глядевшие немножко исподлобья глаза и вся фигура выражают душевное затишье, «мозговую лень...» (Чехов А.П. «Огни», 1888). Склонный к депрессии человек может быть импульсивен, неожиданно бросаясь на обидчика со словами: «Ты хуже всех! Я тебя терпеть не могу!» После этого злоба неожиданно проходит, и он даже просит на него не обижаться, объясняя свой поступок постоянно одолевающей его «тоской» (Чехов А.П. «Степь», 1888). Основным чувством человека, находящегося в депрессии, является чувство вины.

«Но я не прокляну никого, я не могу раскаяться», — восклицает герой Достоевского (Достоевский Ф.М. «Униженные и оскорбленные»). В глубине души мучим раскаянием, он даже просит прощения у того умирающего человека, косвенной причиной смерти которого был. Не сознательное стремление избыть свой грех, а безысходность, тупик собственного положения вынуждают героя к публичному раскаянию (Толстой Л.Н. «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть», 1886). На высоте депрессии он боится оскорбить других людей, считает их ангелами, преувеличивая хорошие качества, а в недостатках обвиняя самого себя. Постоянно чувствует свою вину перед другими, готов к самопожертвованию ради других (Достоевский Ф.М. «Село Степанчиково и его обитатели», 1859). Признает свою любовь преступной, воспринимает свою душевную боль как заслуженное наказание и принимает решение о необходимости очистительной жертвы. Чувство личной вины соединяется с ощущением вины со­циальной, с ощущением обязанности «отмолить» грехи отцов, иску­пить позор рабовладения (Тургенев И. С. «Дворянское гнездо», 1859). Герой Н.А. Некрасова полон вины перед своей безвременно умер­шей матерью, поет «последнюю песнь»: «Я пою тебе песнь покая­ния, // Чтобы кроткие очи твои // Смыли жаркой слезою страдания // Все позорные пятна мои «...». От ликующих, праздно болтающих, // Обагряющих руки в крови // Уведи меня в стан погибающих // За великое дело любви!» (Некрасов Н.А. «Рыцарь на час», 1862). Чело­век переживает мучительные чувства неловкости, стыда и вины за свое «нравственное превосходство» над погрязшими «в грехе» и «невеже­стве». В итоге остается «какое-то смешанное чувство усталости, сты­да, бессилия и раскаяния» (Толстой Л.Н. «Утро помещика», 1856).

На сердце у него неспокойно, он стра­дает от того, что все ему делают добро, а он... он — никому, считает, что недостоин счастья. Испытывает всеобъемлющее чувство вины не только перед своей сожительницей, но и перед «своей жизнью, которую испортил, перед миром высоких идей, знаний и труда» (Че­хов А.П. «Дуэль», 1891).

Мучительность и трагизм происходящего в его душе, «пробужде­ния одичалой совести», страшного прозрения, подведения итогов жизни, осознание полнейшего одиночества: «Что такое! что такое сделалось?! Где... все? Он начинает чувствовать и чужую боль, и свою вину перед всеми. (Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлевы», 1880). Для депрессии типично и самоуничижение. Особое душевное со­стояние главного героя романа  Ф.М. Достоевского  «Бедные люди»  (1846) — Девушкина осознается им как чувство беззащитности, запуганности, униженности. Вследствие этого возникают ожесточенность и мнительность.  Постоянное самоуничижение приводит к тому, что человека время от времени охватывает тоска (Достоевский Ф.М. «Бедные люди», 1846). Он сам подвергает себя бесконечным унижениям, как бы расплачиваясь за бесплодную несостоявшуюся жизнь. Но объективное представление о нем, которое создают его же собственные слова, оказывается шире и сложнее, чем его прямая самоуничижительная характеристика (Тургенев И.С. «Записки охотника», 1852).

Он не скупится на резкие обличительные слова в свой адрес: «жал­кий неврастеник, белоручка»...Считая себя неудачником, говорит: «Я должен обобщать каждый свой поступок, я должен находить объяс­нение и оправдание своей нелепой жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах, в том, что мы, дворяне, вырождаемся, и прочее... В прошлою ночь, например, я утешал себя тем, что все время думал: ах, как прав Толстой, безжалостно прав! И мне было легче от итого» (Чехов А.П. «Дуэль», 1891). Считает себя лишним человеком, неудачником, «не способным уже ни на что, как только кашлять и мечтать, да, пожалуй, еще жертвовать собой», однако ему не хватает «хотя бы кусочка какой-нибудь веры» (Чехов А.П. «Рассказ неизвестного человека», 1893).

Нередко депрессия сопровождается непонятной тревогой, припадками мистического ужаса (Достоевский Ф.М. «Униженные и оскорбленные», 1861).

''Происходит стремительное и страшное разрушение личности: в  человеке не остается ничего, кроме беспомощности и зоологического  эгоизма (Тургенев И.С. «Дворянское гнездо», 1859).

В литературе описаны соматические симптомы депрессии: снижение аппетита («Не надо пищи телу // Когда душа упитанна тоской // Отныне мне раскаяние пища!» (Толстой А.К. «Смерть Иоанна Грозного», 1866), боли различного характера («бывала сильная зубная боль, бывали плеврит и невралгия», а также приступы невыносимой  душевной боли», продолжающейся около трех дней) (Чехов А.П. «Припадок», 1888), мучительные припадки, лишающие сна, причина которых неизвестна и которые пугают.


Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич. Клиника при кафедре наркологии и психотерапии осуществляет лечение депрессии, помогает выйти из депрессии и полностью справиться с депрессией.