Психотерапия депрессии

Одним из эффективных методов психотерапии депрессии является бихевиоральная психотерапия. Основные этапы законченного цикла терапии поведения (бихевиоральной терапии) можно представить следующим образом:

1. Анализ поведения пациента или «топографическое исследование» нормальных и патологических стереотипов поведения во время депрессии. На данном этапе совместно с пациентом психотерапевт тщательно изучает его поведение. Больной подробно рассказывает, в чем особенности того поведения, которое провоцирует негативные переживания и усиливает проявления депрессии. Для психотерапевта важно определить, насколько пациент контролирует свое поведение, насколько он критичен к своим действиям. Необходимо изучить негативные установки, ожидания и мысли, предшествующие и сопровождающие то или иное действие, тот или иной поступок во время депрессии.

На психотерапевтическом сеансе эти ситуации пациент может воспроизвести в своем воображении. Одни пациенты лучше описывают ситуацию словами, другие хорошо себе ее представляют в образах, третьи лучше вспоминают ситуацию с помощью сочетания мыслей и образов и т. н. «мыслей-образов».

2. Анализ ситуаций, в которых проявляется поведение пациента, подверженного депрессии. Подобный анализ подразумевает выделение типичной, наиболее характерной с точки зрения патогенности для пациента ситуации; оценку уровня ее опасности; оценку стимулов, запускающих патологические формы поведения (анализ стимулов, запускающих патологическую реакцию, представляет собой определение последовательности их включения и вычленение ведущего или основного стимула реакции); оценку условий, влияющих на динамику ситуации (облегчающих или затрудняющих ее течение); определение величины временного интервала активизации неадекватного поведения. Поведение депрессивного больного, проявляясь в определенных ситуациях, как правило, запускается стимулами, присутствующими в этих случаях, а условия развития ситуации оказывают влияние на их активность. Для психотерапевта важно идентифицировать эти стимулы, установить последовательность их включения. Здесь психотерапевт подобен исследователю, который внимательно изучает и описывает ситуацию, не вдаваясь на данном этапе в анализ причин возникновения патологического поведения, в данном случае - депрессивного поведения. Важно, чтобы пациент активно помогал ему в этом процессе, в деталях развернул ситуацию во времени и в дальнейшем, по возможности, мог самостоятельно ее структурировать, выделив основные фазы развития.

3. Оценка терпимости пациента к стрессу и уверенности в себе.

4. Вербальное моделирование ситуации, способной рецидив депрессии. Тестирование психического статуса пациента при погружении в моделируемую в условиях психотерапевтического кабинета патогенную ситуацию. Психотерапевт обращает внимание на то, чтобы пациент в процессе воспроизведения момента риска, на высоте эмоционального напряжения или на первых этапах погружения в ситуацию, отчетливо высказывал тревожащие его мысли или негативные когнитивные схемы, демонстрируя примеры иррационального мышления. Таким образом, ситуация риска выявляет когнитивные ошибки и является своего рода индикатором уровня сохранившихся. когнитивных нарушений.

5. Обучение самоконтролю, навыкам управления своим психическим состоянием в период пребывания в условиях стрессовой ситуации способной спровоцировать рецидив депрессии. Этот этап терапии может включать в себя обучение пациента прогрессирующей мышечной релаксации, различным приемам медитации, умению оценивать и регулировать выраженность своего эмоционального состояния,

6. Погружение в предполагаемую ситуацию рецидива депрессии.

Существуют разного рода терапевтические программы, направленные на активизацию поведения больных. Это может быть физическая активность, составление распорядка дня, планирование недели, оценка мастерства и удовольствия при выполнении каких-либо дел, ролевые игры и др. Полезны тренинги уверенности в себе и социального успеха, обучение больного физическому и психическому расслаблению.

Планирование деятельности особенно ценно на начальных этапах терапии депрессии, поскольку усиливает мотивацию к действию, Сначала на день планируются наиболее легкие и простые дела. Временной интервал планируемой активности составляет около 20—30 минут. Лучше,

если это будет то, что интересно пациенту или доставляет ему удовольствие, но даже при отсутствии последнего допустимо планировать те несложные дела, которые долго откладывались в сторону. Сложная деятельность разбивается на простые задачи, и выстраивается последовательность их решения, тем самым снижается вероятность неудачи. Важно фиксировать, с каким мастерством и удовольствием выполняются те или иные запланированные действия.

В итоге пациент видит, что на самом деле его состояние меняется в и зависит как от него самого, так и от внешних факторов. Планирование деятельности, как и составление графика динамики новых проявлений депрессии, выраженное в баллах (0—10) в зависимости от часа дня, полезно потому, что больной как бы берет под контроль свое самочувствие, учится управлять им самостоятельно, концентрирует внимание на происходящем. Депрессия в данном случае представляется не как стихийное бедствие, не зависящее от воли больного, а как поддающееся контролю состояние человека.

Невыполненные действия могут быть запланированы на следующий день. Поощряется любая активность, и даже любая мотивация к деятельности. Однако следует подчеркнуть, что на пике депрессии мотивация может следовать за действием, а удовольствие появляется в процессе активности. Пусть пациент сначала что-то сделает, а затем попытается выявить возможные мотивации. Подчеркивается, что это обстоятельство является хорошим прогностическим индикатором динамики процесса выздоровления. Вообще укрепление веры пациента в выздоровление, его успокоение представляется важнейшей задачей психотерапии. Любое улучшение состояния больного подчеркивается как положительный знак выздоровления


Статью подготовил профессор Никифоров Игорь Анатольевич. Клиника при кафедре наркологии и психотерапии осуществляет психотерапию депрессии.